гессе
Eteet

«

Можно любить ближнего меньше самого себя — тогда ты эгоист, стяжатель, капиталист, буржуа, и хотя можно стяжать себе деньги и власть, но нельзя этого делать с радостным сердцем, и тончайшие и самые лакомые радости души тебе будут заказаны. Или же можно любить ближнего больше самого себя — тогда ты бедолага, проникнутый чувством собственной неполноценности, стремлением любить все и вся и , однако же, полный терзаний злобы на себя самого и живешь в аду, где сам же себя день за днем и поджариваешь»
— Герман Гессе
Eteet

«

Дьявол — это дух, и мы его несчастные дети. Мы выпали из природы и висим в пустоте.»
— Герман Гессе, "Степной волк"
Eteet

«

Ту боль, что таится в каждой людской связи, я еще не успел испытать, я еще не ведал, что двух людей, как бы ни были они близки, всегда разделяет бездна, которую шаг за шагом по хрупкому мостику пытается преодолеть одна только любовь.»
— Герман Гессе
Eteet
«Кнульп», «Курортник», «Степной волк», Герман Гессе
400 страниц в печатном виде, 1.5 недели чтения.

Начала читать этот сборник совершенно не запланировано и в кратчайшие сроки до возвращения в библиотеку, поэтому поторапливалась. Конечно же имя Гессе мне было известно ранее и по «Сиддхартхе» (люблю и уважаю), и по «Степному волку» (только о его существовании). Произведения оказались полны очень интересных, но и очень объемных цитат. Загибала едва ли не каждую страницу, особенно в последней работе. Но начнем, пожалуй, по порядку.

«Кнульп» - первое произведение сборника, отличающееся от двух последующих и манерой, и стилем написания. Из трех понравилось больше всего именно оно. Дважды возвращалась к некоторым моментам, чтобы попытаться прочитать между строк и примерить на свою жизнь. Так как это история про странника, автор описывал остановки его путешествий. Несмотря на то, что он не углублялся в дотошное изображение окружающего, настроение чистой природы чувствовалось настолько, что еще бы чуть-чуть и я бы уловила запахи травы и цветов. Очень атмосферная работа.
«Вообще странная вещь — желания. Если бы мне сейчас достаточно было кивнуть, чтобы стать тем мальчонкой, а тебе достаточно было бы кивнуть, и ты бы стал тем ласковым кротким стариком, я уверен — ни один из нас не кивнул бы. Мы предпочли бы оставаться такими, каковы мы сейчас.»
«Самое прекрасное — оно таково, что от него всегда чувствуешь не только удовольствие, но и печаль и страх.»

«Курортник» - автобиография Гессе, рассказ о его пребывании в санатории в Бадене. Сначала чтение увлекло, но интерес пропал довольно быстро. Однако стоит отметить разнообразных колоритных персонажей, описанных в нем. Не знаю, настоящими ли были те люди или нет, то монтировать их в своем воображении было забавно. Если честно, атмосферой проникнуться не удалось. Да и цитат не выписала оттуда.

«Степной волк» - самая известная работа Гессе с самым красивым стилем написания. Витиеватые длинные описания, изобилие метафор и сравнений — все как нужно, в общем. К тому же, это «книга в книге». Атмосфера непередаваема, она поглощает с головой с самых первых строк. Чего стоит один театр, открытый «только для сумасшедших»! Для того, чтобы разобраться в этом произведении, нужно читать очень медленно и вдумчиво. В «Степном волке» достаточно большое место отведено вопросу суицида. Никогда раньше не могла я воспринять такой вещи, однако после прочтения мне открылись те истины, которые известны самоубийцам, все те чувства, с которыми они о нем думают, но так и не решаются совершить. Довольно важное открытие лично для меня. Часть про тот самый театр, в который пытается попасть главный герой, поразила мое воображение.
«Возвратиться к вселенной, отказаться от мучительной обособленности, стать богом — это значит так расширить свою душу, чтобы она снова могла объять вселенную.»
«В начале вещей ни невинности, ни простоты нет; все сотворенное, даже самое простое на вид, уже виновно, уже многообразно, оно брошено в грязный поток становления и никогда, никогда уже не сможет поплыть вспять.»
«Ведь человек есть не нечто застывшее и неизменное…, а есть скорее некая попытка, некий переход, есть нечто иное, как узкий, опасный мостик между природой и духом.»

Сложно, конечно, сравнивать все три работы. «Степной волк» вызвал у меня бурю эмоций, но все же ближе оказался именно «Кнульп». В этом рассказе я почему-то чувствовала бесконечную нежность.

Про атмосферу написала отдельно для каждого из произведений выше.
Под любое настроение, но больше склонна к задумчиво-сосредоточенному.
Послевкусие от «Кнульпа» - спокойствие от завершенного дела; от «Курортника» не было; от «Степного волка» - напряженность.
В целом 10/10.
СтепнойВолк
Eteet

«

У каждого человека своя душа, ей невозможно слиться ни с какою другою. Двое могут повстречать друг друга, говорить друг с другом и быть рядом. Но души их как два цветка, выросших порознь, каждый из своего корня; они не способны сблизиться, не то им бы пришлось оторваться от корней, а этого они как раз и не могут. Они только посылают свой аромат и свои семена, потому что их тянет друг к другу, но куда попадет семечко, зависит уже не от самого цветка, это зависит от ветра, а он прилетает и улетает, как хочет.»
— Герман Гессе, "Кнульп"
Eteet
«Сиддхартха», Герман Гессе
Около тысячи страниц в электронном виде, полмесяца чтения.

Роман затянул с самых первых слов. Будучи оформлен как притча, он носит поучительный характер, однако воспринимается довольно неоднозначно. Построен он в хронологическом порядке, охватывает всю жизнь брахмана Сиддхартхи, весь его путь к просветлению. Уже в раннем возрасте мир казался ему горьким, но не так просто было покинуть дом. Однако Сиддхартхе самой судьбой было уготовано стать особенным человеком.
«Какое увлечение работой, какую тиранию и какое инстинктивное отвращение к мелочам повседневной жизни испытывает человек, живущий мыслью», -говорит Оноре де Бальзак, однако Сиддхархта на своем пути жил не только мыслью. Он встретил богатую женщину по имени Камала, которая обучала его искусству любви. Когда пришло время покинуть ее, Сиддхартха ушел без сожалений, а Камала отпустила его. Они обучили друг друга и, поняв, что дать больше нечего, разошлись.
«Большинство людей, Камала, как сорванные листья, которые качаются и кружатся в воздухе, взлетают и падают на землю. Но другие, немногие, - как звезды, они идут назначенным путем, никакой ветер не достигает их, их закон, их путь — в них самих.»

Роман дает прекраснейший настрой на расслабление и спокойствие. Кажется, что весь мир остановился, само время замедлило свой бег и ждет, пока читатель с головой окунется в атмосферу мира Сиддхартхи и проникнется умиротворением.

Очень атмосферно.
Под расслабленное настроение.
Послевкусие однозначно присутствует, но его сложно описать, оно похоже почему-то на бархат.
10/10.

«Писать — хорошо, думать — лучше. Мудрость — хороша, терпение — лучше.»

«… все, что не искуплено, - возвращается, и те же мучения повторяются вновь и вновь.»